Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

Организация процесса бизнес-планирования

Основные стадии бизнес — планирования

Бизнес — планирование — это совокупность действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, а также постановкой целей бизнеса, осуществлением планирования (разработка бизнес — плана), продвижением бизнес — плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес — плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес — планирования:

1. Подготовительная стадия;

2. Стадия разработки бизнес — плана;

3. Стадия продвижения бизнес — плана на рынок интеллектуальной собственности;

4. Стадия реализации бизнес — плана.

Предпринимательская идея имеет две особенности:

1. Без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна;

2. Любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей. Up2go.ru Предпринимательская идея и её выбор. Начинающему предпринимателю, от 17 Ноября, 2010

Источников новых идей существует множество:

— отзыв потребителей (конечная цель производства всякого нового товара или услуги — это именно удовлетворение запасов потребителей);

— продукция, выпускаемая конкурентами;

— мнение работников отдела маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли;

— публикации федерального правительства (существует целый ряд периодических изданий, в которых публикуется информация о последних патентах);

Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

— проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Реализация предпринимательской идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Поэтому разработка идеи — это ключевой этап в бизнес — планировании.

Разработка бизнес — проекта

Убедившись в перспективности бизнес — идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес — проекта и принимают решение о подготовке бизнес — плана. Формируется группа разработчиков бизнес — плана, определяется система финансового обеспечения бизнес — плана и открывается финансирование его подготовки.


Продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений. Начальным этапом стадии продвижения бизнес — плана является организация и проведение презентации бизнес — плана.

Презентация бизнес — плана — это краткое изложение основных положений бизнес — плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Перечень освещаемых вопросов зависит от объема бизнес — плана. Большинство презентаций охватывает семь ключевых областей:

1) компания и ее продукция или услуги;

2) рынок — клиенты и конкуренты;

3) маркетинговая стратегия;

4) первоочередные финансовые задачи;

5) команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал);

6) необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;

7) условия и сроки реализации инвестиций.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес — плана потенциальным инвесторам и партнерам следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал: образцы продукции, фотографии, диаграммы, таблицы или графики. Презентация должна проходить в форме диалога, а не в форме лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес — проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план . Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес — плана.

Процедура аудита бизнес — плана внешними инвесторами проводится по определённой схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

2) Оценка условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата долга, залог, гарантия возврата.

Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

3)Анализ последнего баланса:

— определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, проверяется достаточность собственного оборотного капитала, уровень коэффициента покрытия;

— расчет соотношения «заемный капитал — собственный капитал» (финансовый рычаг). В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4,0, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3,0 Постановление Правительства РФ от 20.05.95 г. №498;

— оценка способности фирмы к заимствованию. Для оценки способности фирм к заимствованию можно построить примерно следующую таблицу , в которой каждому типу обеспечения долгов (графа 1) поставлена в соответствие сумма средств, которая может быть предоставлена инвестором под это обеспечение (графа 2). Эти соотношения носят ориентировочный характер и отражают практику стран со стабильной рыночной экономикой;

— оценка активов и обязательств.

Табл. 2. Рекомендуемые соотношения стоимости обеспечения и предоставляемых по него средств.


Активы, способные служить обеспечением заимствуемых средств

Возможная величина заимствований под различные типы обеспечения ( в % от балансовой величины соответствующего типа обеспечения.

Наличные денежные средства и высоколиквидные ценные бумаги

Дебиторская задолженность (со сроком погашения до 90 дней)

Запасы (оцененные по текущей рыночной стоимости)

Фиксированные активы (основные средства) оцененные по текущей рыночной стоимости

4) Выявление особенности проекта.

5) Общий анализ бизнес — плана.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу — общему глубокому изучению бизнес — плана.

Завершается аудит бизнес — плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

Этап реализации бизнес — плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план — значит выполнить все рабочие задачи фирмы, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес — плана в реальную производственную стадию.

Планирование реализации бизнес — проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

— определение типа задач фирмы, которые необходимы для реализации бизнес — плана;

— определение логической последовательности событий в рабочих задачах;

— подготовку графика реализации, определяющего положение задач во времени и учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;

— определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;

— подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес — плана;

— документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации,

равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес — плана.


Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес — плана:

— приобретение и передачу технологии;

— подготовку заявочных документов;

— переговоры и заключение контрактов;

— закупку материалов и сырья;

— обучение и назначение на должности;

Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

— запуск и начало производства;

— поддержание и развитие производства.

Если изменяются условия, то должен меняться и бизнес план. На него могут оказать влияние такие внешние факторы как: экономическая ситуация, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики, а также события внутренней жизни предприятия, в частности изменения в руководящем составе. Предвидение данных ситуаций позволит предпринимателю избежать возможных рисков.

Реализация бизнес — плана завершается оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес — планирования целей.

Стадия продвижения бизнес — плана начинается практически с самого начала работы над бизнес — проектом. Уже после утверждения бизнес — идеи могут проводиться предварительные переговоры и консультации с будущими партнерами и инвесторами.

Таким образом, организация бизнес — планирования это весьма трудоемкий процесс, включающий в себя огромное множество стадий. Кроме того данные стадии необходимо менять при изменениях во внешней или внутренней среде, что по силу только специалистам этого дела.

Источник: http://studbooks.net/1475415/menedzhment/organizatsiya_protsessa_biznes_planirovaniya

Этапы разработки бизнес-плана

Разработка бизнес-плана включает взаимоувязанные между собой этапы, выстроенные в определенной логической последо­вательности.

На первом этапе разработки бизнес-плана определяются це­ли его подготовки на основании перечня тех проблем, которые призван решить бизнес-план конкретного предприятия. В на­стоящее время такими целями могут быть: достижение безубы­точности его деятельности; ввод в действие нового магазина, це­ха; выпуск нового вида продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента и др.

Второй этап разработки бизнес-плана включает анализ, оценку и прогнозирование собственных возможностей пред­приятия, т.е. анализ текущих и прогнозных результатов функ­ционирования самого предприятия; анализ и прогнозирование обеспеченности его деятельности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; анализ и прогнозирование текущих результатов деятельности основных конкурентов; анализ и прог­нозирование рынков сбыта; анализ и прогнозирование возмож­ных видов риска.

Таким образом, первый и второй этапы определяют содер­жание подготовительной экономической работы по составле­нию бизнес-плана.

Следующие этапы разработки бизнес-плана деятельности предприятия представляют собой непосредственное его состав­ление (формирование).

Третий этап включает характеристику планируемой пред­приятием продукции, работ, услуг, производимых им. Целью этого этапа является оценка сильных и слабых сторон деятель­ности в сферах менеджмента, производства, маркетинга, фи­нансов, кадровой политики как самого предприятия, так и его основных конкурентов.


Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта. Целью этого этапа является оценка рынков сбыта, уровня конкуренции, конкурентоспособности производимых товаров, ра­бот, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследо­ваний должно быть сформулировано обобщенное представле­ние о рынках и конкурентах.

Пятый этап предполагает разработку плана производства, который включает прогноз объемов производства (реализации) продукции (товаров), работ, услуг с учетом заданий программы социального и экономического развития предприятия и резуль­татов анализа и прогнозирования его собственных возможно­стей, определение потребности в основных фондах, исходном сырье, оборудовании, персонале по категориям работников, затратах на оплату труда, определение полной себестоимости производимой продукции.

Шестой этап включает разработку ценовой политики предприятия, а также системы формирования спроса и стиму­лирования сбыта. Целью данного этапа является разработка маркетинговой стратегии предприятия.

Организация процесса бизнеспланирования основные стадии бизнес планирования разработка бизнес проекта бизнесидея и бизнесплан как инструменты предпринимательской деятельности

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку ее эффективности.

Восьмой этап предусматривает описание возможных типов рисков, расчет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в разработке финансового плана предприятия, целью которого является оценка эффективности планируемой деятельности предприятия. Данный этап включа­ет: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный ба­ланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пасси­вов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана, является составление резюме, которое представляет собой, по сути, краткое изложение бизнес-плана деятельности пред­приятия.

Реализация названных этапов разработки бизнес-плана предполагает:

• определение целей разработки бизнес-плана, в качестве которых могут быть достижение безубыточности деятельности, ввод в действие нового объекта, выпуск нового вида продукции и др.;

• анализ, оценку и прогнозирование собственных возмож­ностей эффективного функционирования самого предпри­ятия, обеспеченности его деятельности материальными, трудо­выми и финансовыми ресурсами, результатов деятельности ос­новных конкурентов, рынков сбыта, возможных видов риска;

• определение характеристики планируемой к выпуску продукции (работ, услуг), оценку сильных и слабых сторон де­ятельности как самого предприятия, так и его основных конку­рентов, в сферах менеджмента, производства, маркетинга, фи­нансов и кадровой политики;

• исследование рынков сбыта, уровня конкуренции, конку­рентоспособности производимой продукции (работ, услуг);

• разработку плана производства и реализации продукции (работ, услуг) с учетом заданий программы социального и эко­номического развития предприятия и результатов анализа и прогнозирования его собственных возможностей. При этом определяются потребности в основных фондах, сырье, матери­алах и персонале, затратах на оплату труда;

• разработку маркетинговой стратегии предприятия, цено­вой политики предприятия, системы продвижения товара на рынки, включая меры по формировании спроса и стимулирова­нию сбыта;

• выбор типа организационной структуры предприятия и оценку ее эффективности;

определение возможных рисков и разработку мероприя­тий по их снижению и предупреждению;

• прогнозирование финансовых показателей предприятия, включая разработки прогноза доходов и расходов, баланса де­нежных средств, баланса активов и пассивов, ключевых финан­совых показателей;

• составление резюме – краткого изложения основных по­ложений бизнес-плана деятельности предприятия.

Содержание бизнес-плана, перечень разделов описательной части и его объем формируются на каждом предприятии само­стоятельно. Текст планового документа, качество разработки и степень достоверности зависят в первую очередь от профессио­нализма управленческой команды (для частных предприятий), а также от отраслевых методических рекомендаций (для субъек­тов хозяйствования с государственной собственностью).

Источник: http://studfiles.net/preview/5612536/page:8/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.