Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия

Киварина Мария Валентиновна, докторант, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Институт экономики и управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Эволюция рыночной экономики демонстрирует последовательную смену периодов усиления влияния либо государства, либо бизнеса, поэтому к началу XXI века вопрос о соотношении их роли вновь стал актуальным не только в странах с транзитивной экономикой, но и в тех, где рыночные институты уже давно сформированы, а система государственного регулирования вполне отлажена.

В настоящее время в России можно констатировать наличие двух альтернативных базовых моделей взаимодействия власти и бизнеса, названных авторами «атомистическая» и «ассоциированная».

Изучение и обобщение отечественных и зарубежных исследований позволило выделить четыре формы взаимодействия властных и пред­принимательских структур, возникающих в рамках той или иной модели, и проявляющихся в зависимости от экономической силы взаимодействующих субъектов и степени их доверия друг к другу (рисунок 1).

Рисунок 1. Современные модели и формы взаимодействия властных и предпринимательских структур

(источник – составлен автором)

В современной России процесс преобразования атомистической модели в ассоциированную находится на начальном этапе, поэтому преобладающей формой является частное взаимодействие властных и предпринимательских структур. Однако уже наметилась явно выраженная тенденция эволюционного перехода к становлению более высокой формы, но с сохранением «системы обменов», имманентно присущей предшествующей форме взаимодействия.

Рисунок 2. Эволюция форм взаимодействия власти и бизнеса в рамках ассоциированной модели

(источник – составлен автором)

В условиях, когда во взаимодействие власти и бизнеса включаются общественные организации, представляющие интересы населения территории присутствия предпринимательских структур, «партнерство власти и бизнеса» эволюционирует в социальное партнерство.

Данный поход не утратил своей актуальности и в настоящее время. Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (или их представителями), работодателями (или их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на согласование интересов взаимодействующих сторон по вопросам регулирования трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений .

Таким образом, социальное партнерство следует рассматривать как развитую форму корпоративной социальной ответственности в рамках взаимодействия властных и предпринимательских структур, включающую учет интересов населения территорий присутствия бизнеса, представляемых различными общественными организациями. Следовательно, можно констатировать двуединую сущность категории «социальное партнерство», представленную на рисунке 3.

Рисунок 3. Двуединая сущность социального партнерства

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

(источник – составлен автором)

Как видно из рисунка 3, социальное партнерство объединяет два содержательно близких, но, тем не менее, различных по своей сути явления:

1) социальное партнерство как элемент сферы социально-трудовых отношений – представляет собой сотрудничество между предпринимателями (работодателями) и представителями трудящихся (профсоюзов) в правовом поле, определяемом государством, с целью улучшения условий труда, повышения жизненного уровня трудящихся и развития экономики в целом.

2) социальное партнерство как форма реализации корпоративной социальной ответственности – предполагает оптимально организованную на взаимовыгодных началах модель взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и общественных организаций с целью создания условий для устойчивого социо-эколого-экономического развития общества, основным критерием которого является повышение качества жизни и рост благосостояния населения.

Любая сторона, действующая в рамках мультистороннего взаимодействия , будь то: собственники, акционеры , инвесторы, потребители, бизнес ассоциации , НКО и любые другие структуры, – созда ет предпосылки к формированию гражданского общества , достижению социальной стабильности и устойчивого экономического роста (рисунок 4).

Мультистороннее взаимодействие в настоящее время используется как беспроигрышная модель с высок им потенциал ом , в которой партнерские отношения между равноправными стейкхолдерами расширяют возможности решения актуальных социо-эколого-экономических проблем и вносят существенный вклад в развитие гражданского общества.

Рисунок 4. Модель мультистороннего взаимодействия

(источник – составлен автором)

Как представляется авторам, именно такая форма взаимодействия является наиболее эффективной в повышении благосостояния населения регионов и страны в целом, поскольку в ней используются так необходимые цивилизованному рынку инструменты и механизмы привлечения инвестиций. Именно объединение ресурсов и профессионализма каждого из участников взаимодействия способствует разрешению важнейших социально-экономических задач.

В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов отношенческий капитал может стать ключевым фактором социально-экономического развития российских регионов.


Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Источник: http://creativeconomy.ru/lib/9791

Как взаимодействуют бизнес и государство

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Триединство бизнес-государство-общество

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

Влияние государства на бизнес

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

Влияние бизнеса на государство

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.


Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

Источник: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/o-biznese/biznes-i-gosudarstvo.html

Как взаимодействуют государство и бизнес

Взаимодействие государства и бизнеса в условиях глобализации приобретает новые тенденции. Крупный бизнес перестает быть подконтролен государственной власти, для него всё более явным становится воздействие на международные отношения. Гражданское сообщество всё чаще формулирует свои приоритеты в развитии бизнеса перед государством и самим бизнесом.

Поиск оптимальных отношений

Сформировалось убеждение о том, что механизмом единения действий всех трёх сторон – государства, общества и бизнеса – является создание социального партнёрства. Этим термином назвали организованное взаимодействие, от которого зависит реализация приоритетов во взаимоотношениях перечисленных субъектов.

Теория взаимодействия бизнеса и государства предполагает обязательность существования трипартизма. Он оказывается вполне достижимым, если государство и общество создадут:

  • социальную стабильность и общественный порядок;
  • условия для устойчивого роста экономики;
  • правовую среду для защиты прав и свобод личности.

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

Для реализации этого в государстве реально должна существовать третья сторона трипартизма – структура, защищающая интересы общества.

Некоторые экономисты признают, что в единстве трёх сторон, обеспечивающих развитие бизнеса, первое место принадлежит обществу. Оно представляет собой среду, где возникают потребности в плодах бизнеса. Государство функционирует опосредованно – как управляющая система – через законы либо иные нормативные акты.

Взаимодействие государства и бизнеса

Обобщение практики реальной взаимосвязи власти с бизнесом показывает, что она может выражаться в виде четырёх моделей – это формы взаимодействия государства и бизнеса:

  • патронаж – органы власти довлеют над бизнесом;
  • приватизация власти – крупный капитал узурпирует власть над обществом;
  • подавление – власть оказывает на бизнес репрессивные действия;
  • партнёрство – компромисс между всеми сторонами.

В некоторых регионах с доминирующим партнерским подходом налицо существенные достижения:

  • введены налоговые льготы;
  • предоставляются дешёвые кредиты;
  • предоставлено финансирование на социальное и экономическое развитие;
  • разработаны и внедрены совместные комплексные программы экономического и социального развития.

К содержанию

Зарубежная практика

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах, как правило, опирается на плюралистическую модель. Она основана на англосаксонских и американских традициях, истоками которых являются индивидуализм и самостоятельность принятия решения.


Плюрализм во взаимосвязи государства и бизнеса характерен для США и государств Евросоюза. Он предполагает:

  • поддержание духа соперничества, являющегося залогом поддержания конкурентного отношения к своей работе и обеспечивающего свободное развитие личности;
  • обеспечение максимума прибыли, которая признавалась как важнейший, порой единственный критерий успешности;
  • отношения с властью только как с политическим регулятором в ограниченный временной интервал времени;
  • верховенство судебного решения во взаимоотношениях между партнёрами по бизнесу и между всеми участниками деловых отношений.

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

При такой концепции государство занимало позиции арбитра, свободного от упреждённых решений.

Взаимоотношения в нестратегической сфере

На практике возникли конкретные модели взаимодействия бизнеса, общества и государства: контракты, аренда во всех формах, концессия. Такое взаимодействие носит не стратегический характер, имеющий цель инноваций, а является средством выполнения хозяйственных работ.

Контракты (договоры) оформляются между государством и коммерческой структурой, если ей поручается выполнить общественно необходимые работы или услуги. Собственником, скажем, изготовленной продукции остаётся государство. На изготовителя право собственности не переходит.

Аренда осуществляется либо в традиционной форме (путём оформления договора), либо заключением договора лизинга. Условиями аренды может быть предусмотрен переход права собственности на арендатора. Арендодателем обычно является государство либо органы местного самоуправления.

Концессия – особые отношения, по которым государство передаёт коммерческой структуре право на выполнение определённых работ. Объект собственности, на котором выполняются данные работы, остаётся в собственности государства. Концессионер платит государству за получение дохода с объекта концессии.

Еще одной из форм взаимодействия государства и бизнеса является создание совместных предприятий. Формой партнёрства в этом случае является либо акционерное общество, либо долевое участие в созданном совместном предприятии.

Каждая из форм сотрудничества может быть реализована в одной из базовых моделей партнёрства – государство выбирает ее, исходя из особенностей взаимодействия. Так, например, модель оператора характерна для переработки отходов. Модель концессии приемлема для проектов с длительными сроками создания и последующей эксплуатации.

Модель кооперации применима в проектах, где трудно выделить наименование изготавливаемой продукции или услуг, и поэтому невозможно выделить объект налогообложения.

Договорная модель применима для объектов электроэнергетики. Лизинговая часто применяется для сооружения общественных зданий и других объектов длительного пользования.

Источник: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/o-biznese/gosudarstvo-i-biznes.html

Бизнес и государство: особенности взаимодействия

Партнерство власти и бизнеса – одна из самых комментируемых тем в программах, посвященных поиску выхода экономики из кризиса. Об этом говорят многие и много, но какие проблемы решает такое судьбоносное сотрудничество, поясняют единицы и то как бы вскользь, чтобы не превысить полномочия и не запутаться в трактовках. В этой ситуации каждый предприниматель должен на своем опыте постигать, кем в действительности друг другу приходятся бизнес и государство.

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

  • обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
  • организация и регулирование экономической жизни;
  • социальное обеспечение;
  • поддержка культурного развития;
  • охрана окружающей среды.

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

Основными сферами влияния бизнеса являются:

  • создание материальных благ;
  • создание рабочих мест;
  • формирование потребительского спроса;
  • включение членов общества в систему отношений собственности;

Если более внимательно посмотреть на все перечисленные сферы влияния, то очевидно, что ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.


Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.

То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе. Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами. Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.

Бизнесмену очень важно понимать свою принципиальную и ведущую роль в деле построения и развития современного общества.

Такое понимание позволит:

  • наладить конструктивный диалог с государственной властью;
  • правильно сформировать свои предпринимательские цели;
  • определить круг доступных инструментов для достижения поставленных предпринимательских целей.

Осознать себя равноправным партнером, а не пешкой в руках более могущественных структур – хорошее начало для формирования собственной предпринимательской стратегии.

Порядок взаимодействия бизнеса и государства

Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:

Государство и бизнес эволюция форм взаимодействия (киварина м

  • административно-властные отношения;
  • государственно-частное партнерство.

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.

Возможности партнерства

Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:

  • государственно-частные предприятия;
  • арендные отношения, включая лизинг;
  • соглашение о разделе продукции;
  • государственный контракт;
  • концессию.

Возможность и порядок использования этих инструментов регулируется общими нормами российского хозяйственного и гражданского права, а также специальными законами, цель которых – максимально употребить на пользу общества сотрудничество бизнеса и государства.

Одним из ярких примеров таких специальных законов является ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственно-частное предприятие – объединение частных и государственных ресурсов для достижения определенных целей. Примером государственно-частных предприятий является объединение частного и государственного капитала в деле производства средств государственной безопасности, добыче полезных ископаемых и т. п.

Следует отметить, что передача государственных ресурсов на учреждение нового бизнеса очень усложнена и бюрократизирована. Рядовому предпринимателю практически невозможно выйти на такой уровень партнерства. Поэтому на начальном этапе все-таки лучше обратить внимание на более прозрачные формы доступа к государственным ресурсам:

Такая форма партнерства, как соглашение о разделе продукции, чаще всего применяется при освоении государством в сотрудничестве с крупными бизнес-корпорациями месторождений полезных ископаемых.

Ключевой проблемой взаимодействия бизнеса и власти в современных российских реалиях является не столько желание чиновников пользоваться административно-властным ресурсом для получения личных выгод при осуществлении бизнес-схем, сколько отсутствие стремления у предпринимателей наладить конструктивный диалог с государством.

Есть мнение, что такая пассивность большого количества предпринимателей – негативные последствия уже уходящей в историю административно-командной системы управления экономикой СССР. Чем быстрее наши предприниматели перестроятся под новые требования рынка, тем больше у них будет возможностей в привлечении государственных ресурсов в свой бизнес.

Источник: http://vseproip.com/biznes-ip/o-biznese-ip/biznes-i-gosudarstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.